Матвеев Валерий Александрович
1939, Орел – 2017, Москва
Крупный российский ученый, доктор технических наук, доктор философии, профессор. Искусствовед, коллекционер, меценат.
В 1961 г. окончил с отличием механико-технологический факультет Тульского механического института. В 1961–1964 гг. работал ассистентом, затем старшим преподавателем кафедры «Гироскопические приборы и устройства» (ГПиУ). В 1962 г. поступил в Москве в аспирантуру МВТУ им. Н. Э. Баумана, по окончании защитил кандидатскую (1966) диссертацию, а затем докторскую по специальности «Гироскопы и навигационные системы» (1989). С 1990 г. – профессор МГТУ им. Н. Э. Баумана. В настоящее время руководитель Научно-учебного комплекса «Информатика и системы управления» (НУК ИУ) МГТУ им. Н. Э. Баумана, декан факультета ИУ.
Заслуженный деятель науки РФ (2000), лауреат Госпремии СССР (за разработку динамически настраиваемых гироскопов) (1987), лауреат Госпремии РФ (2003), лауреат Премии Правительства г. Москвы, действительный член Академии навигации и управления движением.
Награжден медалями: «За освоение целинных и залежных земель», «За трудовую доблесть», «850-летие Москвы», «Ветеран труда»; медалями-знаками: им. академика Н. А. Пилюгина, им. академика В. И. Кузнецова, медалью «50 лет освоения космоса», золотой медалью ВДНХ СССР.
Автор более 130 научных работ, в том числе пяти книг, в области классической и новейшей прикладной теории гироскопических приборов и систем, инерциальной навигации, механики.
Читать далееПри подготовке статьи использованы материалы книги «Завещано Орлу. Словарь дарителей» (Орловский музей изобразительных искусств, 2001-2005 гг.), а также сайтов wikipedia.org, gyroscope-v.narod.ru, www.bmstu.ru
Наследники художника благодарят Валерия Александровича Матвеева за предоставление архивных материалов, воспоминания о жизни и творчестве художника, помощь в организации выставок, интервью телеканалам и всемерную поддержку.
Гордон Григорий Борисович
1936, Москва – 2020, Москва
Российский пианист, профессор Российской академии музыки (РАМ) им. Гнесиных (кафедра специального фортепиано), писатель. Ученик Е. В. Мажаровой, В. В. Листовой (в числе ее учеников – Э. Гроссман, С. Нейгауз, А. Эшпай), Г. Г. Нейгауза.
Обладатель II премии на Московском фестивале молодежи (1957).
Много лет концертировал по стране и за рубежом, но главным направлением своей деятельности считает профессорскую работу. Им воспитаны сотни молодых пианистов, среди которых – лауреаты международных конкурсов.
Познакомился с А. Д. Тихомировым в 1975 году. Долгие годы их семьи связывала тесная дружба. С 1979 года Тихомировы и Гордоны вместе проводили летние месяцы в подмосковной деревне Свистуха на берегу Яхромского водохранилища.
Г.Б. Гордону принадлежит большое количество статей, рецензий, аннотаций в музыкальных журналах, различных сборниках, на пластинках и дисках.
Он участник документальных фильмов об Э. Гилельсе, художнике А. Тихомирове, телепередач «Не скучная классика», «Абсолютный слух».
Автор музыковедческих статей, воспоминаний о музыкантах, книг «Эмиль Гилельс. За гранью мифа» (М., Классика – XXI, 2007), «Эмиль Гилельс и другие» (Екатеринбург, 2010), “Прошедшее прошло” (М., Фонд нследия художника А.Д. Тихомирова, 2014) и др.
Наследники художника благодарят Григория Борисовича Гордона за воспоминания о жизни и творчестве А. Д. Тихомирова, интервью телеканалам и постоянную поддержку.
Н. Метнер. Соната G moll. Григорий Гордон. Дойчлансберг, Австрия. 6 марта, 1993
Брагинский Александр
1942, Москва
Пианист, профессор рояля Университета Миннесоты (США), директор Международного Института Фортепиано, основатель и художественный руководитель Международного конкурса Minnesota International Piano-e-Competition.
Первые уроки фортепиано ему давала мама, известная концертирующая пианистка. С 6 лет он стал обучаться у А. Гольденвейзера, близкого друга Льва Толстого и одноклассника С. Рахманинова и А. Скрябина. Благодаря Гольденвейзеру, у которого он занимался 12 лет как самый молодой студент, Брагинский познакомился с великой романтической традицией 19 века. После смерти А. Гольденвейзера он продолжил свои занятия с Т. Гутманом, другим выдающимся представителем «золотого века» русской школы фортепиано.
Окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано в 1966 г. Эмигрировал в США в 1971 г.
Репертуар А. Брагинского охватывает широкий диапазон сочинений – от барокко до авангарда. Он участвовал более чем в 20 мировых премьерах, активно выступал в бывшем СССР, Израиле, Англии, Бельгии, Италии, Германии, на Тайване, в Китае, Испании, Франции, на Кубе и в США. Он выступал на сцене совместно с Ефимом Бронфманом, Олегом Каганом и другими известными артистами.
Брагинский записывался для DDF, Sound StarTone and d’Note labels. Его исполнения часто транслировались на BBC, National Public Radio, WQXR, WFMT, RTB-BRT и других ведущих мировых радиостанциях.
Брагинский давал мастер-классы в Европе, Азии и Северной Америке, выступал на Международном музыкальном летнем курсе в Вене (Австрия, 1995). В 2003 г. в Вене А. Брагинский был награжден золотой медалью Йозефа Дичлера.
В настоящее время А. Брагинский преподает фортепиано в Университете Миннесоты (США), является директором Международного Института Фортепиано в университете в Сан-Пауло. Многие его студенты – лауреаты национальных и международных конкурсов.
Адливанкин Самуил Яковлевич
1897, Татарское, Могилевский уезд – 1966, Москва
Живописец, мастер лирического пейзажа, прекрасный портретист, автор произведений историко-революционной и бытовой тематики, монументальных панно, книжный график.
Характерный представитель послереволюционного поколения русских авангардистов. На рубеже XIX–XX вв. занимался живописью и графикой, сочетая принципы кубофутуризма и конструктивизма. Беспредметное искусство было лишь небольшим эпизодом в его творчестве. Наряду со станковой живописью занимался журнальной и газетной графикой (преим. в 1920-е гг., в основном это сатирическая графика на темы нэпа). В конце 1920-х–1930-х гг. работал как художник книги. Один из наиболее ярких представителей объединения НОЖ.
С. Я. Адливанкин закончил Могилевскую частную гимназию. В 1912 г. переехал с родителями в Одессу, где до 1917 г. учился в Одесском художественном училище у К. К. Костанди, Д. Лехтман-Заславской, Г. Миллера, Д. Загоскина. Получил диплом учителя рисования. В 1916 г. дебютировал на выставке «Независимых» с участием левой молодежи. В 1918 г. приехал в Москву. Занимался в ГСХМ, позже во ВХУТЕМАСе у В. Е. Татлина. В 1919 г. – мобилизация в г. Бузулун. Сделал роспись в Красноармейском клубе в духе кубизма. Организовал артель художников, которая занималась агитационно-оформительским искусством. Руководил студией по программе Московских Свободных художественных мастерских. В 1919 г. – уполномоченный по организации Высших художественных мастерских в Самаре. Был знаком с Г. Г. Ряжским.
Читать далееПри подготовке текста использованы материалы книг «Неизвестный русский авангард» (М., Советский художник, 1992), «Живопись 20-30-х годов» (СПб, Художник РСФСР, 1991), сайта www.sovcom.ru, архива семьи художника С. Я. Адливанкина.
Глускин Александр Михайлович
1899, Одесса – 1965, Москва
Живописец, тонкий колорист, один из лучших представителей московской школы живописи. Работал в традициях южнорусской живописной школы.
В 1918-21 годах учился в Одесском художественном училище у К. Костанди и Ю. Бершадского. В 1919 году дебютировал на проходившей в Одессе «Первой народной выставке». С конца 1920 года жил в Москве. В 1920-е был близок к творческим поискам русского авангарда. Был тесно связан с молодыми писателями – Э. Багрицким, Ю. Олешей, И. Ильфом и И. Бабелем.
С 1925 года – член-учредитель обществ Н. О. Ж. (Новое общество живописцев) и «Бытие». В манифесте Н. О. Ж. художники заявили о конце «аналитического периода» в искусстве и охарактеризовали реализм «не как безличное, протокольное изображение жизни, а как творческую ее переоценку, глубоко личное к ней отношение».
С 1931 года – участник АХР. Знание многих художественных направлений тех лет, в частности новой французской живописи, определили стремление Глускина к искусству сложной живописной образности. Особой страницей в творчестве Глускина стало участие в «Окнах ЮгРОСТА». Участник всесоюзных художественных выставок. Его персональные выставки проходили в 1955 и 1968 годах в Москве.
В 1950-70-е годы преподавал в Московской художественной школе на Кропоткинской. Нескольким поколениям учеников передал живописные традиции «парижской школы» и русских сезаннистов. Его произведения находятся в ГТГ; ГРМ, в региональных музеях бывшего СССР и в частных коллекциях в России и за рубежом.
При подготовке текста использованы материалы сайтов www.sbmgallery.ru, www.sovcom.ru
Симкин Ефим Давидович
1915, Киев – 2001
Живописец, автор жанровых картин, портретов.
Учился в Московском художественном техникуме памяти 1905 года (1938-1940) у Л. Ю. Крамаренко.
В 1947 году окончил Московский государственный институт по классу А. А. Осмеркина, П. И. Котова, учился у Н. Х. Максимова, Д. К. Мочальского.
В годы Великой Отечественной войны воевал в звании сержанта в составе 226-й стрелковой дивизии под Сталинградом, был наводчиком противотанковой пушки. Награжден орденами Отечественной войны I степени, Славы III степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др.
Участник художественных выставок и член Союза Художников СССР с 1949 года. Главное место в творчестве занимают темы Великой Отечественной войны и тема детства.
Ряд портретов, жанровых композиций, пейзажей написаны под впечатлениями от поездок в Астрахань, Киев, Ригу, Гурзуф.
Премии и дипломы МОСХ РСФСР, МГО ХФ РСФСР. Персональная выставка в Москве в 1980 г. Работы художника находятся в ГТГ, музеях гг. Павлодар, Лодейное поле и др.
При подготовке текста использованы материалы сайта www.artgallery.krasno.ru
Буклет выставки «Московские художники. Е. Д. Симкин» (М., Советский художник, 1986); а также материалы из архивов А. Д. Тихомирова
Буклет выставки «Московские художники. Е. Д. Симкин» с дарственной надписью (из архивов А. Д. Тихомирова) |
Малкин Александр Михайлович
1913, Ветка – 2002, Москва
Художник-живописец, портретист, жанрист. Член Союза художников СССР.
В годы Великой Отечественной войны служил в военно-десантных войсках, командовал противотанковой батареей. Участник Сталинградской битвы, капитан гвардии, был награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За оборону Сталинграда».
Участвовал в выставках с 1957 года, в 1958 году был принят в Союз художников СССР. Награжден дипломом МГО ХФ РСФСР. Основные произведения: «Студентки с Алтая» 1950, «Утро» 1957, «Весна» 1960, «Сталевар Азовстали» 1962, «В.И.Ленин и Н.К.Крупская» 1965, «Джон Рид» 1967.
При подготовке текста использован материал с сайта www.polkmoskva.ru
Лабас Александр Аркадьевич
1900, Смоленск – 1983, Москва
Художник, представитель экспрессионизма, один из организаторов «Общества художников-станковистов» (ОСТ) и наиболее самобытных мастеров ОСТовского круга.
В 1912–1917 гг. учился в Строгановском художественно-промышленном училище у Ф.Ф. Федоровского. Одновременно занимался в студии Ф. Рерберга. На последних курсах училища посещал студию И. И. Машкова (1916) и мастерскую П. П. Кончаловского в Свободных художественных мастерских (1917) (далее ВХУТЕМАС). Учился у К. Малевича, В. Кандинского, П. Кузнецова, К. Истомина. В 1919 году — художник 3-й Армии Восточного фронта.
В 1921–1924 гг. – обучался во ВХУТЕМАСе. В начале 1920-х годов оформлял декорации к спектаклям Государственного Еврейского театра (ГОСЕТ) в Москве, где работал и Р. Фальк. С 1924 г. по приглашению В. Фаворского стал преподавать живопись и цветоведение во ВХУТЕМАСе.
1920-е – 1930-е для художника – время экспериментов с беспредметным искусством и конструктивизмом. Активно участвует в международных выставках. Работы А. А. Лабаса экспонируются на выставке советского изобразительного искусства в Нью-Йорке. Тема его работ – природа, покоренная человеком и преобразованная его трудом.
В 1935-1936 годах был обвинен в формализме, его работы не принимались на выставки и не приобретались музеями. И только с 1966 года зрители смогли заново открыть для себя творчество художника.
Произведения А. А. Лабаса хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Музее изобразительных искусств (Екатеринбург), Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (Ростов-на-Дону), в российских и зарубежных частных коллекциях.
Жена – поэтесса и художник Раиса Вениаминовна Идельсон (1894–1972, первым браком была замужем за Р. Р. Фальком).
При подготовке текста использованы материалы сайтов www.sovcom.ru, www.ru.wikipedia.org
Дризе Исаак Давидович
1909, Почеп – 2010, Москва
Художник-портретист, мастер лирического пейзажа. Продолжатель импрессионистических традиций «Бубнового Валета».
Учился в Московском художественно-промышленном техникуме (1927-1931), в Институте живописи, скульптуры и архитектуры (ИНЖСА) им. И. Е. Репина в Ленинграде (в начале 1930-х гг.), в Институте повышения квалификации при Московском Художественном институте (1936-1939) у Б. В. Иогансона, К. Ф. Юона и Л. Крамаренко. После войны и в начале 1950-х гг. посещал мастерскую Р. Р. Фалька. Работал в ЦАГИ и в Комбинате Живописного Искусства в Москве. Участник всесоюзных и МОСХовских выставок. Член МОСХ с 1959 года.
За свою жизнь написал сотни портретов своих современников, среди них – авиаконструкторы, старые большевики, Герои Социалистического труда. В 1953 году написал портрет своего друга – художника Александра Дмитриевича Тихомирова. Создавал тематические картины, но больше известен как прекрасный пейзажист и мастер натюрморта. Однако, будучи в числе художников, неугодных официальному искусству, не имел ни одной персональной выставки. В 2005 году в Центральном Доме художника (Москва) состоялась совместная выставка произведений А. Ф. Софроновой и И. Д. Дризе.
Работы художника находятся в Научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского, в частных российских и зарубежных собраниях (Франции, США, Израиля, Кореи).
При подготовке текста использованы материалы сайтов www.sovcom.ru, www.portret.ru, www.museum.ru, www.lechaim.ru
Саханов Александр Иванович
1914, г. Мерв (с 1937 г. Мары) – 1988, Москва
Живописец. Педагог. Член союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР, известный автор Ленинианы, ученик С. Герасимова, И. Грабаря, В. Бакшеева.
В 1934 году поступил в Бакинское художественное училище. Окончив его с отличием в 1937 году, переехал в Москву, и в 1938 поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова.
Участвовал в Великой Отечественной войне, награжден медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». После войны продолжил учебу в Суриковском институте и окончил его в 1949 году. В этом же году начал преподавать живопись в Московском областном художественном училище памяти 1905 года, а с 1950 года был назначен директором Училища (до 1966). В 1956 году вступил в Московский Союз советских художников. Писал тематические, жанровые картины, пейзажи, портреты. С 1944 года участвовал в художественных выставках, был Экспонентом групповой выставки: Москва -1956. В 1962 был удостоен звания – Заслуженный художник РСФСР.
Основные произведения художника: «Думы, мои думы (Тарас Шевченко)» (1957), «Ильич» (1959)‚ «В. И. Ленин на охоте» (1964), «Строители» (1964), «В Горках» (1967), «Высотники. Бригадир высотников Василий Тарунтаев» (1967), «Осетия. Свинцово-Сланцевый рудник» (1975).
При подготовке текста использованы
материалы сайтов: mgahu1905.ru, ourbaku.com, artpanorama.su
Передний Николай Александрович
1912, Нежин – 1992, Москва
Украинский и русский художник-живописец. Работал в жанрах натюрморта, портрета.
В 1937 г. окончил Киевский художественный институт (с 1935 г. – Всеукраинский художественный институт, позже прежнее наименование). В 1937-1942 гг. учился в Институте изобразительного искусства (ныне МГХИ им. В. Сурикова). В 1941 г. вступил в народное ополчение. В 1942 г., вместе с другими выпускниками художественных вузов, по приказу Сталина был эвакуирован в Самарканд, где пробыл до 1944 г.
Член МОСХ с 1944 г. В течение 16 лет был главным художником Живописного комбината, состоял в художественном совете МОСХ.
Участвовал в многочисленных художественных выставках, в том числе всесоюзных и республиканских. Работы Н. А. Переднего находятся во многих музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
Был знаком с А. Д. Тихомировым с 1960-х годов. Написал два живописных портрета художника: «Портрет А. Д. Тихомирова» (1978), «Портрет художника».
Передний Александр Николаевич
1958 – 1993
Московский художник. Писал пейзажи, натюрморты, портреты.
Родился в семье художника Н. А. Переднего. Рисовать начал с детства, профессионального образования, кроме детской художественной школы (МСХШ), не получил. Был принят в секцию живописи МОСХ в 1979 г. в 21 год как работающий художник и стал самым молодым членом Союза. Был знаком с А. Д. Тихомировым, создал его портрет.
При подготовке текстов использованы материалы книги «Александр Передний. Живопись длиною в жизнь…» (сост. Алла Мирончук, М., 2004), сайта www.museum.ru и материалы из архива А. Д. Тихомирова
Отаров Борис Сергеевич
1916, Тбилиси – 1991, Москва
Живописец, график, работал в абстрактной манере, значительное место в творчестве занимают работы, выполненные в смешанной технике, с применением таких материалов, как металл, стекло, дерево, смола. Представитель московского «андеграунда».
Детство провел в Грузии. В 1926 г. переехал с родителями в Москву, затем отец Отарова был командирован в Германию, откуда семья вернулась в СССР в 1932 г. Всегда мечтал стать художником, но его отец был категорически против. Закончил физический факультет МГУ. В 1941 г. ушел добровольцем на фронт, служил офицером в действующих частях Советском Армии, участвовал в тяжелейших боях под Калинином, в боях под Сталинградом, в освобождении Украины, Молдавии, Болгарии, Югославии. Окончание войны встретил в Вене. После войны с 1946 г. более 20 лет вел научную работу и преподавал в Московском энергетическом институте, участвовал в создании первого в СССР синхрофазотрона.
В 1950-х гг. брал уроки живописи у П. Соколова-Скали и А. Куприна, в прошлом одного из основателей «Бубнового валета». Регулярно занимался в различных художественных студиях, общался с П. Кончаловским, М. Сарьяном, В. Вейсбергом, В. Бубновой, что определило его дальнейший жизненный путь. В 1953 г. окончательно расстался с физикой и полностью отдался занятиям живописью. В 1960-1991 гг. работал художником-консультантом сначала в Заочном народном университете искусств (ЗНУИ), затем во Всесоюзной народной академии искусств. С А. Д. Тихомировым познакомился в конце 1970-х гг. благодаря Г. Б. Гордону.
Работы Б. С. Отарова хранятся в галереях и собраниях в России, Франции, Швеции, Германии, Англии, США, Японии, Финляндии, Австрии, Эстонии, Армении и др.
При подготовке текста использованы материалы сайтов www.rusiskusstvo.ru, www.art9.ru, воспоминаний Л. А. Отаровой, статьи Н. Брыкиной из книги «Жизнь – это чудо» www.brykina.com.
Ильин Иосиф Михайлович
1915, Могилев – 1990, Москва
Художник-портретист, автор тематических картин. Занимался в художественных студиях в г. Иванове (1935-1937), в Киеве (1937-1939).
В годы Великой Отечественной войны воевал на Северо-Западном, 1-м и 2-м Украинском фронтах в составе 254-й стрелковой дивизии, с которой прошел всю войну. Был пулеметчиком, затем начальником клуба дивизии. Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др.
С 1945 г. участвовал в выставках. В 1950–1953 гг. учился в Москве у Г. Г. Королева, Д. Тегина, Г. Смирнова. В 1953 г. окончил Студию повышения квалификации художников Декоративно-оформительского комбината. Работал как художник-оформитель. Писал картины на тему труда и на военную тематику, в том числе портреты однополчан, воинов 11-го танкового корпуса, героев партизанского движения, а также военные сцены.
Персональные выставки работ И. М. Ильина проходили в Москве в 1963, 1968, 1969, 1972, 1982 гг. Произведения художника находятся в Государственном музее современной истории России (ГЦМСИР, прежде Центральный музей революции СССР), в музее МВД, Кинешемской картинной галерее, в других музеях и многих частных собраниях.
При подготовке текста использованы материалы сайта www.sovcom.ru , буклета «И. М. Ильин. Московские художники» (М., Советский художник, 1988) и материалы из архивов А. Д. Тихомирова
Буклет выставки «И. М. Ильин. Московские художники» (из архивов А. Д. Тихомирова) |
Пинхасович Борис Анисимович
1910, Почеп −1993, Москва
Живописец-монументалист, портретист. Член Союза художников СССР.
Окончил ВХУТЕМАС. Учился у Роберта Фалька, а также у Д.Н. Кардовского, И.И. Машкова, К.Н. Истомина. Автор ленинианы, исполнитель заказных портретов, в том числе парадного портрета маршала Г. К. Жукова. Много лет подряд участвовал в праздничном оформлении Москвы, исполнял агитационные плакаты и портреты политических деятелей.
Котликов Рудольф Борисович
1933, Москва
Писатель, фотожурналист, художник.
Родился в Москве. В 1955 году окончил школу кинофотодокументалистов при Центральном доме журналистов. С 1960-х годов работал фотожурналистом в АПН, в 1978 году эмигрировал в США.
Автор книг прозы «Ошметки. Рассказы» (Чикаго, Parus, 1989), «Притчи. Комментарии» (Москва, 2007). В 1993 году вышел сборник рассказов «Время перестройки» (Чикаго, 1993) с его участием. Печатался в журналах «Улица», «Reflect», «Черновик», «День и ночь», «Самватас» и др.
Участник фотовыставок в Москве и Калифорнии. Как художник работает в манере сатирического экспрессионизма. Неоднократный чемпион США по поднятию штанги (в своей возрастной группе).
Был знаком с А. Д. Тихомировым с 1940-х годов.
При подготовке текста использованы материалы сайтов www.biogr.ru, www.polutona.ru,
www.tv-l.ru и материалы из архива А. Д. Тихомирова
Шварцман Михаил Матвеевич
1926, Москва – 1997, Москва
Художник-авангардист, монументалист, график, философ, педагог.
С 1944 – 1950 служил в армии. В 1950 был демобилизован и поступил в Высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), которое закончил в 1956, получив диплом художника – монументалиста. После окончания учебы работал в области промышленной графики, разрабатывая дизайн фирменных знаков, занимался плакатной живописью, а также оформлением книг.
С 1966 был главным художником Специального художественно-конструкторского бюро легкой промышленности, позже сновал свою школу промышленного графического дизайна.
В конце 1950-х – 1960-х годах сложился неповторимый станковый стиль мастера, авангардный, полный глубокого философского смысла. Художник создал свою концепцию и назвал ее «иератизмом», используя древнегреческий термин hieros – «священный», а свои полотна называл «иературами».
При подготовке текста использован материал статьи с сайта www.lechaim.ru
Эйгес Олег Константинович
1905–1992
Известный московский композитор, концертировавший пианист. Происходил из семьи потомственных музыкантов. Его отец композитор, пианист и педагог К. Р. Эйгес и дядя И. Р. Эйгес, пианист и литературовед, были выпускниками Московской консерватории. Брат, Сергей Эйгес, был художником.
О. К. Эйгес учился в музыкальном техникуме им. А. Ярошевского. После окончания учебы в 1925 году стал выступать как солирующий пианист. Стажировался у Э. Петри в Германии. В 1930 году окончил экстерном Московскую консерваторию, в годы учебы занимался частным образом у А. Н. Александрова, В. Я. Шебалина, Г. И. Литинского, Н.С. Жиляева. Затем работал в передвижном театре «Художественный сказ», вместе с театром побывал на Урале. В 1935-1939 годах учился в Москве в аспирантуре у А. Н. Александрова, по окончании ее работал в Свердловской консерватории, много концертировал.
В 1948 году эстетические позиции О. К. Эйгеса как композитора и педагога были подвергнуты идеологически предвзятому осуждению. Ему пришлось покинуть консерваторию и вместе с семьей уехать с Урала. В дальнейшем О. К. Эйгес работал в Горьковской (ныне Нижегородской) консерватории, а с 1958 года – в Институте (РАМ) им. Гнесиных.
Автор множества произведений, в основном крупной формы – опера «Воскресение» (по роману Л. Н. Толстого), 15 симфоний, концерты, сонаты и др. Среди его произведений – сонаты для скрипки фортепиано, струнный квартет, баллады, этюды, романсы на стихи А. Пушкина и М. Лермонтова, обработки русских народных песен. Особое место в творчестве занимало фортепиано. Фортепианные произведения отличаются своеобразием гармонического языка, рельефным тематизмом, яркой художественной образностью. На формирование фортепианного стиля О. К. Эйгеса повлияли произведения великих композиторов-пианистов – от В. А. Моцарта и Л. Бетховена до А. Скрябина и С. Прокофьева. Был знаком с А. Д. Тихомировым с конца 1970-х годов. Посвятил А. Д. Тихомирову «Этюд № 1» из цикла «Пять этюдов».
При подготовке текста использованы материалы книги «Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского. 75 лет истории», статьи Е. Голубева (О. Эйгес. Произведения для фортепиано. М., Музыка, 1980) и материалы из семейного архива А. Д. Тихомирова